Назад
Хроники обыкновенного безумия


          А вот картина из сильно нелюбимого мною жанра «жили-были два обкурка». В Америке на эту тему обычно любят делать всяческие идиотские комедии (начиная от «Гарольд и Кумар уходят в отрыв» и заканчивая каким-нибудь «Puff, Puff, Pass»). Но Гиллиам, даром что американец, прежде всего замечательный режиссёр. И из имеющегося материала (фильм снят по роману культового - а как же! - писателя Хантера С. Томпсона) сделал диковатую вещицу в жанре роуд-муви с психоделией, чудовищами и как минимум двумя потрясающими актёрскими работами. Я не читала книгу, так что не могу судить о соответствии происходящего на экране её настроению и духу, но поговаривают, что книга не то, чтобы лучше, но написана как-то иначе: умнее и интереснее.

          Наверное, не имеет особого смысла пересказывать сюжет, но в общих словах он примерно таков. Журналист Рауль Дюк (Джонни Депп), и его адвокат - доктор Гонзо (Бенисио Дель Торо), направляются в Лас-Вегас, чтобы освещать соревнования по мотогонкам. По дороге они, конечно, накупают разной дури, и когда приезжают в Лас-Вегас им уже не до репортажей: они могут только открываться в гостиницах, барах и казино. Они спасаются от летучих мышей, динозавров и шпионов, ловят ускользающий из под ног пол, и т.д. и т.п.

          Фильм этот сразу после выхода приобрёл скандальную славу, его обвиняли в разнузданности и пропаганде наркотиков. Трудно поверить, что лысина Деппа и пивной животик Дель Торо вызовут у кого-то страстное желание пристраститься к наркоте. Да и смотреть этот фильм попросту скучно. Несмотря на весь аттракцион с летучими мышами, ящерицами и прочими веселыми глюками, ловишь себя на мысли, что непроизвольно подавляешь зевоту. Единственное, что может вызвать интерес – это Джонни Депп, который выглядит довольно неожиданно с обширной проплешиной на голове. Играя неприятного лысоватого типа по имени Рауль, Депп бросил вызов собственному имиджу, и нельзя не признать, что эта работа удалась ему на славу. Но даже Депп не спасает это глумливое шапито.

          Сам Гиллиам, похоже, очень трепетно относиться к этой ленте: «Этот фильм несколько лет следовал за мной по пятам. Десять лет назад появился сценарий, и я тогда подумал: «А было бы интересно начать девяностые с этой картины», но в то время я был занят чем-то другим, и проект так и остался на бумаге. С восьмидесятых я остро ощущаю, что мы прошли через время постоянного ущемления самовыражения, когда всё несло на себе печать подавленности. Роман Хантера похож на репортаж военного корреспондента с передовой. Но это была не просто бомбардировка, а самобомбардировка: он как будто забрасывал в себя наркотики, как снаряды, а полем битвы был его мозг. И при этом книга написана так, будто он действительно побывал в гуще сражения. Роман уже выразил себя. Теперь наша очередь».

Июль 2006


Hosted by uCoz